Функция контроля играет важную роль в человеческой психике и поведении. Вот несколько ключевых аспектов, связанных с функцией контроля:
Психологическое благополучие: Восприятие контроля над собственной жизнью связано с психологическим благополучием. Люди, которые ощущают, что они имеют возможность влиять на свои собственные действия и окружающую их среду, чувствуют себя более уверенно и успешно. И напротив, люди с ощущением потери контроля чувствуют себя беспомощно и неуверенно.
Адаптивное поведение: Контроль способствует развитию адаптивного поведения. Возможность приспособиться. Люди, которые верят в свою способность влиять на события в своей жизни, склонны к активному поиску решений и стремлению к достижению целей.
Саморегуляция: Восприятие контроля помогает людям регулировать свои эмоции, поведение и мысли. Они чувствуют себя более способными преодолевать трудности и реагировать на стрессовые ситуации.
Самоэффективность: Контроль над собственной жизнью способствует формированию самоэффективности - уверенности в своей способности достигать поставленных целей.
Профилактика стресса и беспомощности: Ощущение контроля может защищать от развития выученной беспомощности и психологических проблем, связанных с переживанием стресса. Остановлюсь подробнее про это чуть дальше…
Саморегуляция поведения: Контроль способствует более эффективному управлению собственным поведением и выбором адаптивных стратегий решения проблем.
Однако важно помнить, что чрезмерное чувство контроля или его отсутствие также могут иметь негативные последствия. Например, слишком высокие ожидания по контролю могут привести к чувству неудовлетворенности и стрессу, в то время как чрезмерное ощущение беспомощности может препятствовать достижению целей и вызвать психологические проблемы.
Эксперименты, проведенные в 1960-х годах известным американским психологом Мартином Селигманом. Эти исследования фактически были одним из первых экспериментальных доказательств понятия "выученной беспомощности".
В экспериментах Селигман и его коллеги изучали реакцию собак на электрический ток. Они помещали собак в специальные клетки, разделенные на две части: одну, в которой ток мог быть избежан, и другую, в которой избежать тока было невозможно. Когда собаки находились в первой части клетки и испытывали удары тока, они могли нажать на рычаг и прекратить ток. Однако собаки, находясь во второй части, не могли ничего сделать, чтобы избежать ток.
После нескольких таких сессий экспериментаторы открыли, что собаки, которые не имели контроля над ситуацией, начинали вести себя так, будто они полностью потеряли способность контролировать свою среду. Когда им предоставлялась возможность избежать ток, они не пытались это сделать, даже если они физически могли это сделать. Они просто терпели.
Эти исследования продемонстрировали, что негативный опыт, когда чувство контроля отсутствует, может привести к формированию такого типа мышления у человека или животного выученной беспомощности, где человек или животное перестают пытаться изменить свою ситуацию, даже если у них есть возможность это сделать. Этот эксперимент имел широкое значение для понимания человеческой психологии и способов преодоления выученной беспомощности.
Феномен выученной беспомощности формируется в результате повторяющихся негативных опытов или ситуаций, в которых человек ощущает отсутствие контроля над собственной жизнью. Вот несколько ключевых механизмов, которые могут способствовать формированию выученной беспомощности:
Негативный опыт: Повторные негативные ситуации, в которых человек испытывает неудачи, отказы или травмы, могут привести к формированию убеждения, что он неспособен повлиять на ситуацию.
Отсутствие контроля: Когда человек не видит прямой связи между своими действиями и их результатами из-за внешних факторов или ограничений, он может начать чувствовать себя беспомощным.
Отрицательная самооценка: Низкая самооценка или убеждение в собственной некомпетентности могут усиливать ощущение беспомощности и отчаяния.
Обучение через моделирование: Наблюдение за другими людьми, которые демонстрируют выученную беспомощность, также может влиять на формирование этого убеждения у человека.
Социальное окружение: Негативное или подавляющее социальное окружение может усилить чувство беспомощности, убеждая человека в том, что ничего не может измениться.
Феномен выученной беспомощности представляет собой сложную комбинацию психологических, социальных и когнитивных факторов, которые могут влиять на восприятие и поведение человека. Осознание этого феномена и работа над изменением убеждений и поведенческих паттернов могут помочь преодолеть выученную беспомощность.